CRM-менеджер

Профессионал, который умеет создавать с нуля стратегию общения с клиентами, в том числе по email и в мессенджерах. Он умеет повышать уровень обслуживания клиентов и их лояльности, а также составлять сценарии, отслеживать и управлять отделом продаж через CRM-систему.

Специалист умеет строить коммуникации с клиентами и превращать клиентов в постоянных. Он настраивает каналы общения, в том числе email- и push-рассылки, мессенджер-маркетинг, а заодно ведёт по ним аналитику, объясняет коллегам работу CRM-систем и ищет наиболее выгодные точки контакта с клиентом.

Профессионал умеет управлять и подключать каналы общения с клиентами, программу лояльности, понимает, какие что из этого работает, а в чём компания проигрывает конкурентам, где нужна персонализация и напоминания.

Чем занимается специалист:

  • • Аудит CRM-стратегии, настройка сценариев взаимодействия с клиентами.
  • • Постановка целей, KPI и отслеживание метрик проекта.
  • • Сегментирование базы клиентов и составление customer journey map.
  • • Настройка email- и push-рассылок, мессенджер-маркетинга и форм подписки.
  • • A/B-тестирование и аналитика.

Что можно использовать для изучения основ профессии:

  • • курсы по CRM-, директ- и мессенджер-маркетингу;
  • • официальные справки CRM-систем;
  • • обучающие видео и вебинары;
  • • специализированные блоги и новостные сайты;
  • • профессиональные сообщества.

Сколько зарабатывает

Как сообщает ресурс Trud.com, уровень среднего заработка менеджера клиентского отдела в 2020 году составляет около 37 тысяч рублей. Но доход в этой сфере зависим от сферы компании и задач сотрудника: ведёт ли он директ- и мессенджер-маркетинг, программу лояльности и внедряет ли CRM. Так именно CRM-менеджерам платят в среднем от 70 до 100 тысяч рублей.

~ 37 148 ₽

На российском рынке мало кейсов внедрения CRM в работу компании. О внедрении CRM можно узнать только от специализированных агентств или в профессиональном комьюнити. На рынке не хватает кадров: ни один университет не готовит специалистов CRM-маркетинга. Компании приходится самостоятельно растить профессионалов из аналитиков и маркетологов.

Михаил Дадов

Руководитель программ лояльности и CRM М.Видео, Ex CRM-директор «Перекресток»

Школы и курсы
В каких школах можно найти онлайн-курсы по управлению CRM, мессенджер- и CRM-маркетингом.
Курсы Convert Monster
3 месяца
Уровень сложности: Начальный
Практический курс CRM-маркетолог
24900 ₽
Нетология
9 недель
Уровень сложности: Начальный
Курс Digital-маркетинг для b2b
32900 ₽
GeekBrains.ru
12 месяцев
Уровень сложности: Начальный
Факультет продуктового маркетинга
72000 ₽
City Business School
1 месяц
Уровень сложности: Начальный
Курс Эффективные программы лояльности
19800 ₽
Skillbox.ru
3 месяца
Уровень сложности: Начальный
Онлайн-курс CRM-маркетолог
30000 ₽

Книги

Какие издания помогают CRM-менеджерам быстрее освоить автоматизацию и улучшить работу с клиентами.

Как внедрить CRM-систему за 50 дней

Книга об инструментах, которые создают дополнительную ценность для клиентов, о росте продаж, о способах сократить сроки внедрения и бюджет при внедрении ПО, о выборе лучших программ под задачи бизнеса.

Алексей Рязанцев

CRM. Подробно и по делу. 1-я редакция

Книга — результат многолетнего изучения CRM-систем и практики их внедрения в российских и зарубежных компаниях. Здесь есть и понятия, и советы по выбору и внедрению. Книга на понятной для широкой аудитории языке.

Рамиль Хибатуллович Кинзябулатов

CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет

В книге описана как CRM-методология в целом, так и все ее технологические «кирпичики» — управление продажами, автоматизация маркетинга, клиентский сервис и каналы взаимодействия. Здесь также есть стратегии успеха, изменения в культуре и прочие факторы для привлечения и удержания клиента.

Пол Гринберг

Построение отдела продаж. Ultimate Edition

Книга для владельцев бизнеса. Здесь собрано всё самое ценное из практического опыта. Автор структурировал, привёл в порядок и изложил опыт по построению отделов продаж в этом издании, чтобы легко воспользоваться наработанными технологиями.

Константин Бакшт

Сертификаты

Какие сертификаты помогут подтвердить навыки CRM-маркетинга при трудоустройстве.

1

RDC cертификат Digital Marketing manager помогает менеджеру подтвердить знания digital-маркетинга на стороне клиента, навыки выбора и контроля исполнителей, а также эффективность работы с digital-каналами. Для получения нужно пройти тест.

2

Сертификат по профессии «CRM-маркетолог» школы Skillbox, который можно использовать при устройстве на работу. Получить можно после обучения по 3-месячной программе и прохождения сертификации.

3

Сертификат по профессии «CRM-маркетолог» школы ConvertMonster, который можно использовать при устройстве на работу. Получить можно после обучения и прохождения сертификации.

Представители профессии

Какие профессионалы представляют рынок CRM-маркетинга и в каких компаниях они работают.

111111111111

Камила Нажмутдинова

Elementaree

Раньше мы подтверждали заказы клиентов через звонки и SMS, но по мере развития проекта эти каналы связи стали очень затратными и неудобными как для нас, так и для клиентов. Операторы не успевали обрабатывать заказы по телефону, а за одно сервисное SMS нам приходилось платить около 4 рублей.

111111111111

Аркадий Кашковский

CEO в LAND PRO

Не стоит писать скрипты переговоров. Заученные фразы не помогут менеджеру продать услугу. Вместо скриптов лучше использовать модули. В них — конкретные примеры и варианты наводящих вопросов в определенной ситуации.

111111111111

Дмитрий Зенович

Специалист по внедрению мессенджер-маркетинга

Старые методы продаж в лоб перестают работать. Схема: «перешел по ссылке — купил» осталась только в воспоминаниях пионеров интернет-маркетинга. Сейчас из каждого утюга рассказывают по LTV и Customer Journey. Кроме того все больший процент трафика становится мобильным (уже и сайты разрабатывают исходя из принципа Mobile First).

111111111111

Анатолий Рыжков

Руководитель проектов OLYMPIA.DIGITAL

Сегодня веб-сайты монетизируют 1-3% своего трафика, и около 97% посетителей ничего не покупают. Эти колоссальные 97% — это пустая трата времени, сил и денег. К счастью, разговорный маркетинг быстро начинает решать одну из самых больших проблем в области маркетинга.

111111111111

Дмитрий Титков

CEO @ChatKeeperBot

Пару лет назад после взлета интереса к чат-ботам широкая аудитория столь же быстро в них разочаровалась. Стала популярна точка зрения, которую выразило издание TechRepublic: «Чат-боты мертвы — их убил недостаток искусственного интеллекта». Многие тогда посчитали, что уже очень скоро с ботами можно будет вести столь же осмысленные беседы, как с людьми. Но оказалось, что боты отлично подходят для решения узких задач — в их рамках общаться с роботом можно очень долго.

111111111111

Вероника Мишакова

Head of CRM в Skillbox

Типичная проблема — слабая мотивация самих пользователей на подписку, отсутствие структурированной и сегментированной базы, кампаний, нацеленных на удержание и повышение лояльности к бренду.

Камила Нажмутдинова

Elementaree

Аркадий Кашковский

CEO в LAND PRO

Дмитрий Зенович

Специалист по внедрению мессенджер-маркетинга

Анатолий Рыжков

Руководитель проектов OLYMPIA.DIGITAL

Дмитрий Титков

CEO @ChatKeeperBot

Вероника Мишакова

Head of CRM в Skillbox

Секреты специалистов

Какие советы по мессенджер- и CRM-маркетингу дают специалисты и что делать прямо сейчас.

Групповой чат

Групповой чат может быть эффективным каналом продаж — зародившийся в Азии тренд наконец-то добрался до Рунета. У нас люди все чаще вступают в групповые чаты, которые контролируются компаниями.


Дмитрий Титков, CEO @ChatKeeperBot

Сервисы для
специалиста
Какие CRM-системы помогают быстрее автоматизировать процессы и каким сервисам больше доверяют участники рынка.
Где искать
клиентов
На каких фриланс-ресурсах CRM-менеджеру вероятнее найти заказы и клиентов.
Получить сборник сервисов по профессии

по рекомендации наших пользователей
и подписку на инсайды раз в неделю.