Как создаются заголовки-кликбейты

Кликбейт – заголовок, который цепляет и заставляет перейти по ссылке. Даже если читатель заранее понимает, что его там не ждет никакая заявленная сенсация. Все равно интересно, как в очередной раз журналисты «передернули факты», и какая чушь скрывается за громким привлекательным заголовком.

Слово кликбейт произошло от сочетания двух английских терминов: click – щелчок и bait – наживка. Фактически это заголовок, смысл которого сводится к привлечению внимания и мотивации обязательно «щелкнуть по ссылке».

Смысл кликбейта

Сводится, в общем-то, к простому и понятному целевому действию – переходу на страницу. А уже цель этого перехода может быть любой. Таким нехитрым способом нагоняют трафик на сайты, продают рекламу, подписку на группы Вконтакте.

В социальных сетях именно эта методика и была в свое время самой эффективной, когда в популярном сообществе публиковался «тизер», небольшой отрывок захватывающей истории, на самом интересном месте все прерывалось, и, чтобы прочитать дальше, нужно было перейти по ссылке. Только вместо продолжения читатель обнаруживал необходимость подписаться на какое-то сообщество, а вовсе не вторую половину любопытного текста. Впрочем, довольно быстро эту схему начали пресекать.

А вот кликбейты в СМИ, в тизерных сетях и даже в контекстно-медийной рекламе остались. И чувствуют себя прекрасно, потому что ничего лучше для быстрого и эффективного привлечения внимания не придумано. Яркие заголовки действительно цепляют.

Как создать кликбейт

По большому счету, кликбейт – это эмоциональная манипуляция и игра на любопытстве. Самый простой способ создать кликбейтный заголовок – это выбрать какую-то «горячую тему».

Простейший пример – «Песков признался, что любит Украину». Никто не удивится, когда выяснит, читая статью, что упомянутый в заголовке гражданин – это Песков Савелий Никитич, инженер второго разряда, проживающий в Харькове. Но любопытство все равно никуда не денется, людям очень хочется выяснить, что именно скрывается за громким заголовком.

«Ванга предсказала России катастрофу!» - после перехода к статье можно прочитать, что тайская проститутка по имени Ванга предрекла катастрофу прогулочной яхте под названием «Россия» - и действительно, так и случилось, слегка помяло бок при парковке на причале.

  • Еще один типичный способ создания кликбейта – использование указательных местоимений «это», «эти», например: «Этот безобидный фрукт точно не стоит есть, если вы хотите похудеть!»

  • Обращения «на ты» - например, «Ты не сможешь удержаться от смеха!»
  • Простое и неожиданное: «Перевел старушку через дорогу – и пожалел об этом».
  • Недосказанность и многоточие: «Чтобы через год купить себе квартиру, нужно всего лишь каждый день…»
  • Гиперболизация – преувеличение и раздувание до немыслимых масштабов простейших истин: «Через два года смартфоны вымрут!»
  • Призыв к действию – «Нажми и узнай, как зарабатывать 5000 рублей в день, не делая почти ничего»
  • Активные союзы – «Блогер провел три дня в склепе, и ты не представляешь, что с ним случилось…»

  • Упоминание известных имен и фамилий «Киркоров признался в таком, что ахнули даже самые преданные поклонники», «Королева показала располневшую фигуру топлесс»

  • Использование слов «самый, самая». Например, как здесь: «Названа самая бесполезная техника»

Типичный кликбейт – это двусмысленность, гипербола, обрывочность и давление на любопытство.

Самые вирусные заголовки: топ-3

Как показывает практика маркетинга, самые вирусные заголовки – те, в которых содержатся словосочетания:

  • «заставит вас…»
  • «…именно поэтому…»
  • «ты не поверишь…»
  • «только Х из…»

Давайте рассмотрим причины такой популярности.

Словосочетание «заставит вас» – это декларация влияния контента на пользователя.

Эти фильмы заставят вас плакать, даже если вы челябинский строитель.

Десять книг, которые заставят вас пересмотреть отношение к любимой работе.

Это заголовок-обещание, вызов читателю, и все – любопытный пользователь уже хочет узнать, заставит ли его рыдать фильм «Хатико», поэтому кликает на вирусный заголовок.

Заголовок, содержащий «ты не поверишь», обещает нечто совершенно невероятное.

И, наконец, только Х из… обещает предоставить лучший выбор из возможного. Любопытно же, да?

Эмоциональное воздействие

В социальных сетях, как показывает практика, прекрасно работают заголовки, содержащие в себе эмоциональные интонации:

  • «Шок»
  • «Заплакал(а) от счастья»
  • «Растрогает до слез»
  • «Насмешит до колик»
  • «Поднимет настроение»

Любопытная история

Начинаем с чего-то простого и совершенно неоригинального и обещаем «переломное событие»

А дальше произошло невероятное

То, что случилось после…

Это нужно знать, если вы…

И все, обязательно же надо знать, выяснить, что случилось и что же такого невероятного произошло после обыденного начала.

Типичные кликбейтные заголовки для любой тематики

Они делятся на три мета-группы

  1. Социально-групповые
  2. Поясняющие
  3. Провоцирующие

Социально-групповые выглядят так: «Ты родом из девяностых, если помнишь эти вещи» или наоборот – «Ты не поймешь, зачем нужны эти предметы, если не жил при СССР».

Кстати, последний относится также к числу провоцирующих. Они звучат как «Ты никогда не догадаешься», «Только 3% населения могут разгадать эту загадку».

Поясняющие заголовки содержат в себе конструкции типа «именно поэтому» или «вот в чем причина»). Снова подогревается любопытство – почему же? В чем же причина?

Как не надо писать кликбейты

Использовать капслок

Использовать странные междометия в духе «Ааааа!» «Оооо!»

Кликбейты и санкции сетей

Официально заголовки-кликбейты запрещены. Например, в правилах платформы Яндекс.Дзен об этом сказано прямым текстом. Тем не менее, вся лента заполнена вот такими материалами от самых разных, в том числе, очень уважаемых СМИ.

Как видите, история за этим заголовком скрывается самая банальная.

А вот еще

И здесь тоже ничего интересного

И снова шокирующая картинка и заголовок

А дальше текст ни о чем

Креативный кликбейт выглядит вот так

Или вот так – как видите, здесь и активный союз, и история очевидное-невероятное

То же самое происходит и здесь

И, напоследок, реклама все в том же стиле «узнай, как…» - обращение на ты, повелительное наклонение и многоточие.

Ничего сложного. Самые простые техники и манипулятивные «крючки», которые действительно работают, несмотря на весь примитивизм.

 

Вам понравилась статья?

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами

Комментарии

Добавить комментарий

Похожие статьи
Получить сборник 60 сервисов

по рекомендации наших пользователей
и подписку на инсайды раз в неделю.

Подпишитесь на нас в соцсетях

Узнавайте о новостях и событиях там, где вам удобно