Как мы искали дизайнера-иллюстратора в социальных сетях

Во всех курсах по личному бренду и прочему онлайн-маркетингу только и слышу, что нужно развивать свои социальные сети, обязательно вступать в профильные сообщества, и будут вам клиенты большой кучей, деньги лопатой, если повезет – то бульдозером. Главное – назвать себя экспертом и 24 часа в сутки отслеживать уведомления о новых заказах.

Мы решили проверить:

  • каково количество реальных профессионалов среди тех, кто «развивается в социальных сетях»
  • каковы шансы у бизнеса найти даже среднего исполнителя и получить заказ по ТЗ
  • сколько времени и денег придется потратить, чтобы воспользоваться методом нетворкинга
  • какова эффективность именно этого способа поиска подрядчиков.

На примере эпопеи с дизайнером-иллюстратором вы увидите, как мы потратили 4 месяца, 30 тысяч рублей и полкилометра нервов, чтобы выполнить простой, в сущности заказ: колоду метафорических карт для Instagram-проекта.

В итоге нашли. Но расскажу по порядку, что будет, если вы надумаете искать эксперта в социальных сетях и будете доверять описанным в сети регалиям, портфолио и самопрезентациям.

Критерии задачи

Чтобы не усложнять поиски, мы взяли для эксперимента достаточно простую задачу: отрисовать коллекцию портретных метафорических карт для LitRPG (литературная ролевая онлайн-игра). И одну «обложку» для виртуальной колоды.

В сетях мы обнаружили около трех тысяч человек, у которых в профиле было написано «художник, иллюстратор, дизайнер». Вступили в 8 тематических сообществ с численностью участников от 10 до 100 тысяч человек. (Мы – автор и редактор Instagam-проекта).

Звездный статус – не значит ответственность

Первым делом я обратила внимание на звездный состав, признанных гениев планшета и светового пера. Широко разрекламированный творческими порталами Ahriman нам понравился: техника устраивала, работы, публикуемые ежедневно в портфолио, тоже. Художник получил от меня аванс и техзадание, а затем… просто пропал со связи.

Первое, что я для себя выяснила: социальные сети без параллельных контактов aka номер телефона – это кратчайший путь к нервному истощению.

Несколько дней я просто впустую писала, мои сообщения оказывались стандартно непрочитанными. А потом аккаунт Вконтакте просто оказался заблокирован. Я начала судорожно искать художника по другим социальным сетям. Нашла, но снова не получила никакого ответа.

Через три недели мне на почту пришла готовая работа. Сделанная, мягко говоря, не в полном соответствии с техзаданием. Сильно не в соответствии.

Чтобы было понятно, насколько, покажу: по ТЗ блондин – юноша 26 лет, посередине – девушка 19 лет со светло-рыжими волосами, худая и мускулистая, балерина. Похоже?

В принципе, работа меня устраивала, кроме того, что нужно было несколько «омолодить» героя и поменять девушку. Но, увы, звездному художнику явно было не до меня и не до моих проектов.

Прошло еще две недели, и я поняла, что меня, как в старом анекдоте, игнорируют. Мои потери составили 10 тысяч рублей и 5 недель ожидания.

Вывод: художник рисует по готовым картинкам. Работать с техзаданием, написанным словами, не может. Вернуть деньги за фактически не сделанную работу не получилось.

Пришлите номер натальной карты

Решив больше не связываться со «звездами», я обратила внимание на одно из новосибирских дизайнерских сообществ. И по какой-то наивности вступила в чат нетворкинга.

За день я получила полторы тысячи сообщений разной степени странности. Начиная от рекомендации пойти на биржу фриланса и заканчивая предложением сходить на курсы дыхания маткой.

Последнее было настолько внезапным, что я от растерянности послала «гуру» прямой наводкой в матку, через естественный, так сказать, канал пенетрации. И не подумала выйти из рабочего чата.

В следующие двадцать минут на меня обрушился шквал гневных сообщений, что я посмела обидеть самого великого гуру Новосибирска, и обязана срочно извиниться перед всеми за попранную честь и достоинство группы, в которой принято вести себя вежливо, а выражаться более литературно.

После выхода из чата обиженный гуру начал атаку уже в личные сообщения, где в ультимативной форме требовал от меня оплаты морального ущерба и грозился выдать номер натальной карты, чтобы я своими молитвами зачислила ему на кармический счет отобранные бонусы мироздания.

Вывод: никогда больше не вступать ни в какие чаты.

Бесовщиной попахивает!

Удивительное знакомство с миром художников продолжалось. В Facebook-сообществах, в которых так и было написано в названии: ищу художника/дизайнера, мы опубликовали техзадание и пример. Первым делом меня гневно спросили, что я тут вообще забыла, и по какому праву ищу в профильном сообществе креативных людей каких-то… ремесленников, которые обязаны «плясать под вашу заказчицкую дудку».

Потом у меня в очень малокорректной форме, похожей на разговор гопника из деревни Синие Лепяги, начали спрашивать, «ну и какой у вас бюджет на эти ваши… картиночки?».

Сообщила, что 200 тысяч. За что была высмеяна примерно сотней скучающих троллей, которые рассказали мне, что таких заказчиков не существует, и я пришла просто «на халяву слупить со всех по бесплатной картинке, а потом пропасть, знаем мы вас, таких теть с большими ушами».

«Тетя» посмотрела на проектный бюджет, протерла глаза, чтобы точно убедиться – деньги все еще на счету, никуда не испарились и ждут исполнителя. Спорить не стала.

Уже на выходе меня догнал последний чудный комментарий: «Ваше задание бесовщиной попахивает!»

Посмотрела внимательно: всего-то попросила нарисовать одного персонажа блондина, одного брюнета и одну рыжую девушку в красном платье. Ни одного рогатого или копытного.

Вывод: комментирование в сетевых сообществах – прекрасная форма развлечения для скучающих бездельников с синдромом Наполеона.

Вообще-то я лошадок рисую…

Через некоторое время ко мне постучался одинокий художник и начал очень вдумчиво, очень детально расспрашивать о техзадании. Какие герои, какие характеры, что нужно изобразить на карточках, какие черты лиц, а то не совсем понятно, черная кожа – это негроидный тип или европеоидный?

Для справки, черная кожа и европеоидный тип выглядят вот так.

Я очень обрадовалась такому вниманию к деталям и конкретике, убила час времени на объяснение техзадания, а затем получила сообщение: «Вообще-то, я людей не рисую, я анималист. Лошадки у меня хорошо получаются, кстати. Вам лошадь там нарисовать не надо?»

Еще один не выдуманный диалог

До одного «счастливого» дня в своей жизни я искренне полагала, что подобные диалоги существуют только в плохих книжках, анекдотах или интернет-мемах. Пока это не случилось со мной. Точнее, с редактором проекта, который и переслал мне чудесную переписку с «творцом» (орфография и пунктуация сохранены в первозданном виде):

Редактор: уважаемый художник, пришлите скетч, прошло две недели.

Художник: Блин. Меня сегодня с утра всё забесило и я начал заново. Почитать что ли немного проект, чтоб понятнее стало?

Редактор: а вы не читали?

Художник: Нет, я рисую. Это набросок. Только он миленький какой-то, кажется.

Редактор: Почитать точно надо. Он не миленький. Он большой, красивый, но со злыми глазами.

Художник: Блин. Вот глаза мне тяжелее всего и даются. В них же вся суть. Попробую похищнее что ли

Редактор: У тебя Иисус получается, а не наш персонаж.

Художник: Иисус!!! Точно! Вот кого он мне напоминает)))) Добавлю морщинок всяких. Побрутальнее сделаю.

Редактор: Ему двадцать шесть, какие морщинки? А он - гламурный подонок тех дней, гедонист, любитель пожрать и выпить, женщин и праздного образа жизни.

Художник: Надо эмоцию на лице зафигачить.

Редактор: Не надо эмоцию. Надо красивого зажратого мужика, которому все можно.

Художник: Хочется шедевр создать, а это рисовашки какие-то!

Вот что получилось с «эмоцией».

Вот что требовалось по ТЗ и было принято редакцией проекта.

Кого укусил Гай Фокс

Следующий художник, решивший попробоваться на роль исполнителя, видимо, читал техзадание… не глазами. Потому что было написано, что у молодого человека с черными волосами на погонах руны, похожие на символ Гая Фокса. А сам он похож на персонажа фильма «Волки» Коннора Слоттера.

В итоге получился Гай Фокс, укушенный Коннором Слоттером. Почему-то в полигональной технике.

А вот что требовалось по ТЗ и было принято в проект метафорических карт для RPG.

Придумайте новых персонажей!

Окончательно меня добил еще один сеанс связи. Когда молодой человек начал мне доказывать с пеной у рта, что никто и никогда не нарисует мне того, что я хочу. Потому что все рисуют «со стоков», а на стоках нет портретов, похожих на то, что нужно по описаниям в ТЗ (а я-то думала).

Поэтому мне было предложено не выделываться, подобрать на стоках то, что более-менее понравится, и напридумывать новых персонажей для карт, а уже под готовые портреты мне что-нибудь да нарисуют.

Художника каждый обидеть может!

За время поисков техзадание получили 200 человек. Обратно вернулись 100 скетчей в разной степени готовности. Чаще всего у дизайнеров, впервые работающих «от руки» начинали хромать пропорции, как только рисовать приходилось не по готовым картинкам из стоков, а с нуля. С анатомией человеческого тела не знакомы.

Еще 100 человек пропали без вести, поняв, что с заданием «нарисовать руками» не справятся. Из них 6 человек написали причины, по которым они не успевают поработать. В ход шли ошпаренная рука, завал работы, внезапная болезнь кого-то из родственников и «ой, я что-то совсем забегался».

При этом все спрашивали про бюджет и сроки проекта. Будет ли предоплата. Всех все устраивало ровно до момента, когда выяснялось, что портреты «со стока» не прокатят, и надо рисовать руками, строго следуя описаниям из задания.

За время поисков я выяснила:

  • большинство работ в портфолио выполнены не самими художниками, это просто «витрина», не имеющая отношения к реальности
  • работать по техзаданию 99% «художников» не умеют. Зато умеют рисовать то, что им видится, чудится в ТЗ, кажется правильным
  • большинство более-менее приличных иллюстраций в портфолио – это так или иначе синтезированные работы, основанные на готовых картинках «из стоков».
  • рисовать, а не переделывать чьи-то готовые материалы, не умеют.
  • 99% людей, называющих себя за художников, не имеют представления о технике вообще. Не могут выполнить элементарные доработки, если картинка не соответствует техзаданию полностью.

Как итог, просмотрев 200 человек, мы нашли двух художников, которые сейчас парой работают на проекте и создают метафорические карты, целиком и полностью устраивающие редакцию.

На поиски ушло 4 месяца, полкилометра нервов, 30 тысяч рублей на авансы тем людям, которые присылали внятное портфолио и более-менее похожие на нужные нам картинки скетчи, а потом выяснялось, что скорректировать до нужного состояния они их не могут, не хватает самой элементарной квалификации.

Поиски завершились на пятый месяц, когда над нами сжалилась коллега и выдала «из личных закромов» проверенного иллюстратора. Нашлись мы, кстати, тоже на Facebook’е.

Итоги

Нетворкинг в сети – самая малоэффективная модель поиска исполнителей. Во-первых, никакого контроля сроков. Во-вторых, всегда есть возможность выяснить, что тебя забанили. В-третьих, аккаунт исполнителя можно внезапно обнаружить заблокированным.

Если вы решили работать с человеком из социальных сетей, обязательно возьмите альтернативные контакты, хотя это тоже не панацея. И не смотрите на портфолио. 90% выставленных там работ не соответствует тому, что вы лично получите по своему ТЗ. Впрочем, как показывает итог нашей эпопеи, финальный результат вполне стоил этих нервов, денег и времени на поиски идеально понимающих и талантливых исполнителей.

Вам понравилась статья?

Не уходите без подписки на наш Telegram-канал Otzyvmarketing

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами

Комментарии

Добавить комментарий

Похожие статьи

Получить сборник 60 сервисов

по рекомендации наших пользователей
и подписку на инсайды раз в неделю.

Подпишитесь на нас в соцсетях

Узнавайте о новостях и событиях там, где вам удобно