Онлайн-курсы или университет: где учат бизнесу и гарантируют трудоустройство?

Чем привлекают студентов онлайн-школы, отличаются ли от университетов, кто идёт за знаниями и какой путь проходят новички?

Все ответы в интервью с Анной Кульп, ментором, организатором обучающих мероприятий и CEO школы бизнеса MOST.

С каждым годом онлайн-курсов становится всё больше. На что стоит обращать внимание при выборе обучающих программ? 

Скажу больше: скоро их станет ещё больше! И каждый профиль в соцсетях потенциально может превратиться в обучающую площадку.  

Онлайн-обучение сейчас перспективная ниша для бизнеса. И хороша она тем, что ты можешь не только предложить свою экспертизу или продюсировать приглашённых гуру знаний и опыта, но и создавать свои технологические решения.

Главный фокус сейчас, конечно, на технологиях искусственного интеллекта и том, что курсы могут предложить тебе не во время обучения, а после него. Речь о трудоустройстве, стажировках и прочих вполне осязаемых вещах.

Чем больше школа, тем больше курсов, тем больше поток учащихся. Заглянуть в глаза и в резюме каждого не получится физически, нужны соответствующие технологии. По поводу самих программ обучения, я бы волновалась меньше, все активно смотрят друг на дружку, конкуренция балансирует качество. Тем более, что профессии будущего (SMM, цифровой маркетинг, дизайн), вокруг которых строится большинство школ, это не абстракция, а вполне себе конкретные схемы и алгоритмы. Как вы всё это впитаете, зависит от вас, а вот куда с этим идти дальше — об этом сегодня должны позаботиться сами онлайн-школы. 

Гарантированные стажировки и трудоустройство как-то связаны с длительностью обучения? Большинство курсов на 6-12 месяцев даже не упоминают стажировку в своих рекламных сообщениях…

Для меня нет никакой взаимосвязи между тем, как долго ты учишься, и какие дивиденды от онлайн-школы получаешь на выходе. Если речь идёт о получении новой профессии, стажировки и дальнейшее трудоустройство — это становится практически обязательным условием программы.

Любая новая профессия идёт в пакете с трудоустройством. Это диктует рынок — Edtech, HR, это диктует конкуренция и запросы самих учеников, а они несомненно выросли. 

Когда интернет-магазины выдают тебе готовую подборку кроссовок в твоём вкусе и оптимальном для тебя ценовом диапазоне и всё это удобненько выгружают между роликами в Tik-Tok… Это расслабляет и создаёт уверенность — так могут все, это норма. Персонализированный подход безусловно помогает быть ближе к пользователю, но и стимулирует бизнес брать на себя дополнительные обязательства. 

Кто чаще идёт за новыми знаниями? Молодые люди до 25 лет или те, кто хочет поменять профессию?

Молодые люди до 25 тоже хотят поменять или получить профессию! Связано это с пробелами в школьной программе — едва ли где-то в маленьком городке тебе расскажут об актуальных профессиях и проведут какой-нибудь тест на определение софт скиллов, порекомендуют, посоветуют, направят. Разве что на энтузиазме отдельных преподавателей, на уровне системы — этого чаще нет, чем есть. Плюс к этому в мире стало больше «можно», чем «нельзя» — определяться можно долго и до 25, и до 40, а можно не определяться совсем, а постоянно пробовать что-то новое.

Я бы сказала так: за новыми знаниями идут все. Другой вопрос — за какими. Недорогие курсы обо всём на свете — это одно, а получение профессии — это другое, сюда надо серьёзно вкладываться — финансово и личностно. В более взрослом возрасте — это уже вопрос баланса, ведь есть семья и уже сложившаяся жизнь. И мне кажется, в этом плане школа также может взять на себя роль такого наставника, мотивировать и направлять.  

Как быстро человек может освоить тот же маркетинг и найти работу по новой специальности? Что нужно для этого?

Маркетингу точно можно учиться всю жизнь. Ибо маркетинг сегодня — это вообще всё. Идёте по улице — маркетинг, на автостраде, в телефоне, ноутбуке, открываете шкаф, а там тоже всё «маркЕровано» и брендировано. 

Курс по цифровому маркетингу в школе бизнеса MOST длится 1 год, включая стажировку. И, я считаю, это оптимальный вариант. Уже на 2-3 месяце обучения наши студенты начинают осваивать биржи фриланса, запускают сарафанное радио из серии «расскажи соседу, что я теперь маркетолог», берутся за собственные соцсети и начинают работать сами. 

Но и нужно понимать, что маркетолог — это такой продюсер любого бизнеса. И задача номер один — научиться вертеться самому. У кого получается, мы стараемся не вмешиваться. Кому сложно, мы поможем найти стартовую точку — для этого есть наставники, коучи, карьерные консультанты, компании-партнёры, которые всегда готовы взять наших студентов на стажировку. Учиться и быть в контакте с людьми, с бизнесами, пожалуй, это всё, что требуется на начальном этапе.  

На ваш взгляд, что сейчас больше выбирают люди — университеты или онлайн-курсы? Чем плохи университеты?

В университетах всё хорошо, но в этом и проблема. Хорошо в них также, как и 10, и 15, и 20 лет назад. Высшие учебные заведения охотно внедряют новые технологии, но неохотно — новые программы. Учиться онлайн по учебникам, в лучшем случае, 5-летней давности — сомнительное вложение личных ресурсов.

Я сама закончила университет, но выйдя из него я поняла, что мир движется вообще в другом направлении. 

Университеты неплохо вписываются в концепцию life-long learning, но мне интереснее смотреть в будущее. Ну и ключевой момент для меня — университет не может трудоустроить своих студентов. Более того, не может отследить карьерную траекторию даже самых лучших выпускников, если это не Стэнфорд, конечно. Люди идут туда, где их могут трудоустроить. 

Что можете посоветовать тем, кто только осваивает новую профессию, хочет максимально раскрыть свои навыки и не упереться в финансовый потолок? 

Я бы посоветовала постоянно присматривать новые курсы, хотя бы небольшие, экспресс-варианты. Когда вы перестанете быть новичком, появится куча новых «фишек», которые вы пропустили. Потому что были заняты освоением базовых навыков, адаптацией в профессии, в новой команде, созданием персонального бренда и нетворкингом. Потом выяснится, что креативность из вас так и прёт, а вот критическое мышление «проседает» — отсюда сложно отметать лишнее и принимать взвешенные решения. Этот скилл нужно «прокачать». 

Почему упёрлись в финансовый потолок? Может, пора инвестировать, а как и куда инвестировать? Идёте узнавать, учиться. Стали гуру маркетинга, заработали миллион, выгорели. Пошли к стартапщикам, там точно не до скуки.

Совет мой простой — всё время куда-то двигаться. 

Чем курсы школы MOST отличаются от подобных у конкурентов?

MOST никогда не работали на поток, по крайне мере, пока не подготовились к этому технологически. Пока было можно, мы практически вручную приводили клиентов к нам в школу, отдельно беседовали с каждым, предлагали варианты стажировок и практик. Подтверждение этому простое — многие наши выпускники остались в нашей команде. 

На данный момент MOST полностью готов к другим масштабам работы — обучению в онлайн. И мы готовы трудоустраивать своих выпускников со всего мира с помощью технологий Big Data и искусственного интеллекта. В целом, у MOST есть одна моя черта — мне нужен результат, а не красивые слова. Мы работаем в соответствии с этим принципом. 

Какой путь проходит ученик от этапа регистрации на курс до получения диплома?

Сразу скажу, путь этот очень насыщенный. Во-первых введение в то, что сейчас вообще происходит в мире. Тут мы сразу рекомендуем подписаться на тематические каналы и паблики, и с первой встречи держать руку на пульсе. Во-вторых, теория и её отработка на практике. Домашние задания и разработка собственных промежуточных проектов — обязательное условие. Параллельно собираем портфолио, начинаем писать резюме, приводим в порядок личные страницы в соцсетях. 

В конце обучения студенты защищают дипломные проекты и сдают экзамен. Трудоустроиться они могут на любом этапе обучения, всё зависит от силы амбиций и дальнейших планов. Мы в свою очередь помогаем им в вопросе поиска крутой команды. Каждый выпускник получает заветное приглашение в комьюнити MOST и становится членом нашего «профсоюза».  

Маркетинг и понимание бизнеса сегодня нужны почти каждому. Но стоит ли идти на курсы, если ты предприниматель, и сам SMM и маркетингом заниматься не собираешься? 

Если ты не делаешь чего-то сам, значит, ты кого-то нанимаешь. Возникает вопрос, как ставить задачи и оценивать работу наемного специалиста. Сфера маркетинга и SMM — это всё же не математика, где большинство уравнений доказано. Более того, в SMM каждый день появляется множество новых решений.

Бизнес просто обязан понимать, за что он платит и какого результата ожидать. Не говоря уже о том, что вы вряд заговорите на языке маркетинга, не погрузившись в него хотя бы на пару месяцев. 

Какие тренды замечаете в обучении? Что меняется сейчас на рынке?

Как ни парадоксально это прозвучит, но в онлайн-обучении всё только начинается. И я вижу следующее. Первое, перейти в онлайн — это ещё не EdTech. Поэтому пережив резкий пандемический переход «в цифру», компании стали осваиваться там, поглядывать на технологии и преобразовать свои продукты в онлайн-формат — с элементами геймификации, виртуальной и дополненной реальности, интерактивными формами взаимодействия. Особенно, это актуально для школьников. 

Второе. Экологичность и микрообучение по типу «1 модуль/1 мысль/1 навык» — то, что доктор прописал. Всё, что требует фокусировки дольше, чем на 15 минут — неэкологично для пользователя. И третье, самое главное, на мой взгляд — курс на HR. Когда школы выступают связующим звеном между компаниями и потенциальными сотрудниками. Это помогает не только трудоустраивать отличные кадры, но корректировать обучающие программы в зависимости от состояния рынка и запросов работодателей. 

Вам понравилась статья?

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами

Комментарии

Добавить комментарий

Похожие статьи
Станьте участником Digital-сообщества

Свыше 10 000+ маркетологов и предпринимателей получают Digital-кейсы и советы. Подключайтесь и вы.

Подпишитесь на нас в соцсетях

Узнавайте о новостях и событиях там, где вам удобно