Что такое шок-контент и как его создать

Шок-контент – это любые материалы (тексты, фото, видео, даже аудио), которые отвечают одному из двух условий или двум сразу. Первое – законодательный запрет на публикацию подобной информации (материалы попадают под те или иные статьи КоАП РФ – Кодекса об Административных Правонарушениях). Второе – эти материалы вызывают у читающего или смотрящего пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение, тошноту, скачки давления и желание спрятаться в шкаф.

Важно: даже не публикация, а репост шок-контента может трактоваться как распространение шок-контента. И наказание будет соответствующим: штраф от 50 до 100 тысяч рублей, плюс блокировка сайта.

Подтверждение тому - блокировка страниц одного из самых популярных фотобанков - Sutterstock. 

Шок-контент, который законодательство трактует как правонарушение

Довести до приступа тошноты может что угодно – и видео полостной операции, и демонстрация технологии забоя скота, и даже фильм «Холодная гора», если его вдруг случайно посмотрит пятилетний ребенок. Поэтому законодательство разделяет слишком неоднозначные материалы на те, которые вообще нельзя публиковать, и те, которые не предназначены для просмотра детьми.

Контент для взрослых

Если мы говорим о Рунете, то западные ценности и толерантность по отношению к однополым парам на российский контент не распространяется. К запрещенному, то есть шокирующему контенту относится все, что так или иначе связано с гомосексуальными отношениями. Российские борцы за мораль и нравственность полагают, что подобные статьи или видео могут искалечить детскую психику и склонить к половым девиациям. То же самое касается и БДСМ-тематики: публикация материалов о связывании, порке плетью и прочих садомазохистских забавах будет расценена как нарушение Административного кодекса.

«Нормальные», то есть гетеросексуальные и ни в коей мере не девиантные отношения между людьми тоже могут признать шок-контентом, если будет слишком много интимных подробностей. В таком случае статью или видео признают эротическим или порнографическими.

Но есть оговорка: в данном случае мы имеем дело с возможным нарушением закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Если сайт предназначен для взрослых, и на нем есть возрастная маркировка (18+), и доступ к сайту человек получает, только подтвердив, что он старше восемнадцати лет, блокировки не последует. Не настолько все чудовищно в плане цензуры.

Разжигание розни

Чаще всего мы слышим это словосочетание с добавлением термина «межнациональный», это очень характерно для постсоветского пространства. Тем не менее, под закон о разжигании может попасть любой контент, в котором проявляется агрессия по отношению к любым социальным группам – молодым мамочкам, геям, приверженцам буддизма или людям, носящим очки.

Причем, каких-то точных критериев для оценки «розни» нет. Можно нарваться на штраф и блокировку сайта за самые простые публикации, хоть бы и за видео, демонстрирующее, как отбиться от банды гопников. Вполне могут трактовать как пропаганду агрессии и разжигания против гоп-культуры. По крайней мере, многочисленные дела об оскорблении чувств верующих, основанные на самых сумасбродных обвинениях, тому яркий пример.

Зельеварение, приготовление и употребление

Под понятие шок-контента и под запрет попадает все, что связано с приготовлением, сбытом и употреблением наркотиков. Даже если это шутка. Даже если это просто «справочная информация». Даже если рецепт не полностью.

Под прицел правоохранительных органов может попасть любой намек на романтизацию наркотиков. Например, сериал «Во все тяжкие» или фото крутыша, держащего свернутую стодолларовую купюру над стеклянной столешницей, по которой щедро рассыпано нечто похожее на мелкодисперсную соду. Придраться могут к чему угодно – и, по большому счету, имеют полное право.

Пропаганда и романтизация самоубийства

После того, как по стране прокатилась особенно громкая волна «синих китов», групп, пропагандирующих детский и подростковый суицид, ввели особенно жесткий запрет на публикацию любых материалов, которые можно трактовать как романтизацию или подталкивание детей и подростков к смерти. Забанить канал или сайт могут даже за самую безобидную информацию, например, историческую справку о профилактическом применении ядов в Средневековье или о самурайском обряде харакири.

Правда, опять же, есть оговорка: при отсутствии возрастного маркера. Считается, что взрослых людей подобная справочная информация не напугает и никуда не подтолкнет.

Не запрещено, но противно

К понятию шок-контент можно отнести и материалы, не демонстрирующие ничего предосудительного, но вызывающие у людей отвращение, страх и неприятие. Самый простой пример – это анатомические ролики. Пусть будет демонстрация процедуры аборта или ампутации конечности.

Для человека, изучающего медицинскую теорию – это обычный учебный материал. Но когда-то съемки из абортария умудрялись показывать школьникам на уроках семейного воспитания. Пока районные психологи не устроили массовый скандал из-за последствий такого «просвещения».

Шокирующим контентом может быть признана военная хроника, например, съемки боевых столкновений в горячих точках. Привлекать к административной ответственности, по большому счету, не за что. Но вот получить санкции от поисковых систем, лишиться индексации или нарваться на понижение рейтинга вполне можно.

В социальных сетях каналы, паблики и аккаунты с шокирующим контентом просто блокируются без долгих разбирательств относительно важности и полезности для отдельных групп граждан.

Читайте также

Как создаются заголовки-кликбейты

Кликбейт – заголовок, который цепляет и заставляет перейти по ссылке. Даже если читатель заранее понимает, что его там не ждет никакая заявленная сенсация. Все равно интересно, как в очередной раз журналисты «передернули факты», и какая чушь скрывается за громким привлекательным заголовком.

Nadya Lukas. · 05.12.2019

Не шок, а кликбейт

И, скорее всего, вам доводилось не раз видеть заголовки в духе «Шок! Волочкова продемонстрировала всему миру такое!» Это обычный кликбейт, то есть заголовок для привлечения внимания пользователя. За этим громким призывом обычно скрывается абсолютно безынтересный материал, который не имеет никакого отношения к заголовку. Тем не менее, большинство людей все равно переходит по ссылкам, и ресурсы получают трафик таким нехитрым, но рабочим способом.

К числу кликбейтов относятся заголовки, которые содержат:

  • Недосказанность - например, "Белорусские ученые доказали, что старение можно остановить с помощью одного продукта..."
  • Гиперболы и недомолвки - "Просто кошмар! За двадцать лет путешествий впервые обнаружила в гостинице ТАКОЕ!"
  • Обращение к читателю в повелительном наклонении - "Посмотри, что сделала с собой Милявская"
  • Конструкции, вызывающие сомнение и желание кликнуть - "Волочкову теперь не узнать!"

Почему шок-контент работает?

По той же причине, по которой хорошую кассу в кинотеатрах делают ужасы, триллеры и фильмы-катастрофы. Людям нужна «тренировка мозга», в том числе, эмоциональная. А в такой визуально-игровой форме как просмотр шокирующих материалов тренировка проходит более-менее безболезненно для психики. По крайней мере, если эта психика подготовлена.

Поэтому поборники цензуры так ратуют за то, чтобы шокирующие материалы были помечены специальными возрастными маркерами, а еще лучше – предупреждающими надписями.

В сети Facebook эта идея уже реализована: особо «жуткие» видео скрываются, вместо этого появляется предупреждение, что материал может содержать сцены насилия или неприятные для просмотра моменты.

Вторая причина популярности шок-контента – элементарное человеческое любопытство, на котором играют маркетологи – любители кликбейтов. Интересно же увидеть, что такого шокирующего показала условная Волочкова.

Какие чувства вызывает шок-контент

  • Страх и тревожность. Очень часто на этих чувствах играет социальная реклама, впрочем, коммерческая не отстает. В текстах и видео делается упор на страхи человека – перед бедностью, бессилием, уродством. Это очень эффективный инструмент манипуляции. Об этической его стороне говорить не приходится, нет ее. Тем не менее, рекламщики продолжают запугивать людей.
  • Отвращение. Используется для привлечения внимания и так называемого хайпа – то есть для того, чтобы контент как можно дольше и ярче обсуждали.
  • Эмпатия и страдание. В шокирующих материалах показывают, как няни или учительницы бьют детей, как муж-абьюзер насилует жену. Через эмпатическое (спроецированное) страдание люди тренируют психику и переживают те ситуации, которых боятся в жизни.
  • Ненависть и ярость. Например, может вызывать подобную эмоцию демонстрация пыток или жестокого обращения с животными.

Как Рунет пытается бороться с шок-контентом

Крупные поисковые и социальные сети категорически против негатива. Например, Яндекс.Дзен попросту «сносит» целые каналы за подобные публикации.

Не отстают по количеству цензуры Вконтакте и Facebook. Малейший намек и жалоба пользователей – и материал удаляется.

Тем не менее, шок-контент был и остается любимым инструментом тизерных рекламных сетей, которые только на этом и держатся, зарабатывая на арбитраже трафика.

Как не стать невольным зрителем шок-контента

Далеко не каждый человек хочет внезапно увидеть автоматически включающееся видео с пытками или, открыв сайт, первым делом узреть на нем фотографию расчлененного тела. Для того чтобы избежать подобных столкновений, существует несколько плагинов, которые можно установить на свой браузер. Например, в браузере «Яндекс» это плагин «Антишок». Для Google Chrome и Mozilla это Video Blocker. А в социальных сетях модераторы обычно заблаговременно цензурируют материалы, но если вдруг вам что-то показалось отвратительным, вы всегда можете подать жалобу и скрыть неприятный контент.

Итого

Если вам физически необходимо разместить на сайте нечто шокирующее, обязательно поставьте возрастной ценз и еще лучше – скройте видео или текст под «спойлеры». Так, чтобы зашедший на страницу человек мог решить для себя, хочет он это видеть (читать) или нет. Соблюдайте принцип ненасилия. Использовать шок-контент в качестве рекламного инструмента никто не запрещает, но это и нецелесообразно, и неэтично. И, наконец, помните, что попытки «продавить систему» заканчиваются ужесточением цензурного законодательства.

Вам понравилась статья?

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами

Комментарии

Добавить комментарий

Похожие статьи

Получить сборник 60 сервисов

по рекомендации наших пользователей
и подписку на инсайды раз в неделю.

Подпишитесь на нас в соцсетях

Узнавайте о новостях и событиях там, где вам удобно