Светлана Трегубова ЭКСПЕРТ
Копирайтер-маркетолог. Работаю с проектами EdTech, консалтинговыми фирмами и соцсетями с 2018 года
Светлана Трегубова ЭКСПЕРТ
Копирайтер-маркетолог. Работаю с проектами EdTech, консалтинговыми фирмами и соцсетями с 2018 года
Для создания успешной маркетинговой стратегии можно использовать разные инструменты, методологии и подходы.
В статье разберем один из самых простых и эффективных инструментов маркетинга — маркетинг-микс.
InstaJet.io — сервис интеграций с блогерами в Stories. Только проверенные блогеры, готовые к сотрудничеству!
Платформа работает с юридическими лицами и предоставляет все необходимые документы.
Вы узнаете 4 главных составляющих этого подхода к продажам и на примерах поймете, как применять их в работе.
Маркетинг-микс — это модель маркетинговой стратегии, в которую, как правило, входят 4 элемента, или 4Р:
Еще эту модель называют комплексным маркетингом из-за того, что она включает в себя несколько элементов маркетинга и охватывает все сферы продаж в бизнесе.
Маркетинг-микс используют для корреляции качества продукта, спроса на него и прибыли бизнеса. В идеальной модели и покупатель, и создатель продукта должны оказаться в выигрышной позиции (win-win): клиент выбирает качественный продукт по хорошей цене, а владелец бизнеса получает высокий спрос на свой товар и достойную выручку, которая полностью окупит расходы на реализацию продукта.
Впервые о маркетинг-миксе заговорили еще в 40-х годах ХХ века, а 1965 году американский маркетолог Нейл Борден выпустил статью «Концепция маркетинг-микса», где подробно расписал 12 «ингредиентов» идеальной маркетинговой стратеги, из которых позже выделились те самые 4Р.
Как писали выше, модель маркетинг-микса состоит из 4 основных элементов: продукт, его цена, место продажи и методы его продвижения.
Фундамент любых продаж — функционал самого продукта, который должен закрывать потребности клиента. Продукт должен быть таким, чтобы как можно больше потенциальных потребителей захотели его купить.
Для этого важны следующие аспекты продаваемого товара или услуги:
В этой части создания маркетинговой стратегии важно не завысить цену, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов, и не «продешевить» с ценовой политикой товара или услуги, чтобы бизнес не только окупал себя, но и приносил желаемую прибыль.
Для этого анализируют несколько составляющих, из которых строится стоимость любого продукта:
Исходя из этих данных, важно рассмотреть не только одну цену на один товар, а построить ценовую политику в долгосрок, продумать, как вы будете повышать или понижать цены с учетом инфляции валюты, какие предложения вы можете сделать клиентам с учетом розничной и оптовой продажи.
Место продажи — это не только возможные каналы сбыта продукта и места его размещения, но и про то, как сделать так, чтобы именно ваш товар или услугу заметил клиент.
Например, если вы продаете шампуни, то самое выгодное расположение на полках магазина — это напротив глаз потребителей. Соответственно, среди производителей таких товаров идет борьба за самые «прибыльные» полки.
Еще важно определить, какие товары из продуктовой линейки, в каких регионах вы будете продавать. Если продолжить примеры с косметикой, то увлажняющий крем будет пользоваться большей популярностью в засушливых регионах, нежели в дождливых областях. Поэтому вам нужно так выстроить логистику, чтобы в регионы с низкой влажностью поставлялось больше баночек с кремом, чем с высокой.
Продвижение — это методы взаимодействия с потребителем и выстраивание связи с ним для стимулирования повторной покупки. К ним относятся:
Сегодня концепция комплексного маркетинга продолжает развиваться и обрастать новыми элементами.
Так, появилась модель 5P, которая дополнила 4 базовых аспекта маркетинга людьми (англ. people). И здесь люди — это не клиенты, а сотрудники. Их обучение и развитие формирует более лояльное отношение аудитории.
Сотрудники не только развиваются сами в компании, но и поднимают общение с клиентами на новый уровень. Такой подход 5Р идеально вписывается, например, в услуги техподдержки. Обращаясь в саппорт, мы надеемся услышать не только сухое «выньте провод из розетки и вставьте обратно», но и теплое уважительное общение, которое может подарить только человек.
В модели 6Р к стандартным 4Р добавляются политическое мнение (Political Power) и формирование нужного общественного мнения о бренде (Public Option Formation). В отличие от концепций 4Р и 5Р, подход из шести инструментов направлен во внешнюю среду рынка, а не во внутрь компании и продукта.
6Р подходит для компаний международного уровня. Политические и общественные взгляды их владельцев и ТОП-менеджеров влияют на репутацию и лояльность клиентов бренда.
Модель 7Р строится на основе 5Р и добавляет к ней процессы (Process) и физическое окружение (Physical Evidence). К процессам относятся возможные варианты использования продукта после покупки и сбор обратной связи потребителей.
Физическое окружение — это атмосфера, которая создается вокруг клиента во время покупки товара или услуги. Например, дорогие магазины одежды предлагают своим покупателям качественное шампанское, расставляют в примерочных кожаные диваны и расстилают красные дорожки, чтобы каждый клиент почувствовал себя супер-звездой во время примерки одежды бренда.
В конце 90-х годов уже другой американский маркетолог Роберт Лаутерборн предложил концепцию 4С, направленную больше на потребителя, нежели на сам продукт.
В конце ХХ века представления производителей о потребительском опыте стали расширяться благодаря развитию технологий, с помощью которых компании научились собирать обратную связь с клиентов. И оказалось, что потребитель видит товар совсем иначе, нежели производитель.
Поэтому модель 4С состоит из других аспектов маркетинга:
Модель 4С положила начало рассмотрению продукта со стороны покупателя, а не только производителя.
Возьмём для примера кондитерскую. Пирожные в ней должны не только утолять голод, но и быть вкусными, а точнее вкуснее, чем в других пекарнях, чтобы клиент выбрал торт именно вашего производства.
Антипример 4С — это нежелание нынешнего владельца «Вкусно — и точка» ввести доставку фастфуда, о которой его просят многочисленные толпы любителей гамбургеров.
Пошаговый алгоритм действий для комплексного анализа продукта:
Примерная таблица с 4Р, которой вы можете руководствоваться для составления комплексного анализа:
Параметр | Точка Б | Точка А | Оценка насколько т. Б близка к т. А | Действия для достижения т. Б | Приоритетность от 1 до 4 (по кол-ву Р) |
Product | Желаемый результат в каждом аспекте модели маркетинг-микса | Реальное состояние дел на нынешний момент в каждом Р | Оценка от 1 до 5 каждого параметра | Действия, которые приведут из точки А в точку Б в каждом аспекте | Приоритетность каждого Р от 1 до 4 без повтора цифр |
Price | |||||
Place | |||||
Promotion |
Представим, что нам нужно разработать модель комплексного маркетинга для компании по обжарке зерна в Санкт-Петербурге. Мы хотим, чтобы вкус нашего зерна знал каждый кофеман Петербурга, но нам надо построить план на основе реально достижимых метрик и анализе по 4Р.
В таком случае таблица 4Р для цеха обжарки зерна может выглядеть так:
Параметр | Точка Б | Точка А | Оценка на сколько т. Б близка к т. А | Действия для достижения т. Б | Приоритетность от 1 до 4 (по кол-ву Р) |
Product | Зерно состоит из 100% арабики высокого качества. На жаровне работают 3 обжарщика, они успевают делать все в срок, поэтому наше зерно всегда самое свежее. | Зерно состоит на 90% из арабики, оставшиеся 10% — робуста. На фабрике задействованы 2 обжарщика | 4 | Нанять еще одного обжарщика с опытом. Связать с поставщиками зерна конкурентов, узнать цены на чистый зерновой бленд из 100%-й арабики. Заказть у них зерно, если подойдет прайс. | 3 |
Price | Цены за счет качества зерна выше на 15%, чем у конкурентов. Разработана система лояльности постоянных клиентов, стимулирующая к повторной покупке. | Цена средняя по рынку. Нет системы лояльности. | 3 | Поднять качество зерна. Подумать какие фишки сервиса можно добавить для повышения цены. Посмотреть, какие системы лояльности используют конкуренты. | 4 |
Place | Охватить 20 кофеен Петербурга. | Кофе готовят в 5 кофейнях Питера. | 1 | Разослать коммерческие предложения по кофейням города. | 1 |
Promotion | Активный аккаунт в соцсетях (Instagram, ВК, Shorts в YouTube, Telegram). Есть отдельный SMM-специалист, который занимается контентом. Размещена контекстная реклама в Яндексе. |
Сммщика нет. Соцсети ведутся неактивно, без регулярного постинга. Их ведет администратор обжарочного цеха. Контекстная реклама в разработке. |
2 | Разместить вакансию SMM-специалиста, разработать его мотивацию. Окончить работу над контекстной рекламой, поторопить подрядчиков. |
2 |
В качестве второго примера рассмотрим студию маникюра по модели 5Р, добавив параметр персонала (People):
Параметр | Точка Б | Точка А | Оценка на сколько т. Б близка к т. А | Действия для достижения т. Б | Приоритетность от 1 до 4 (по кол-ву Р) |
Product | Конечный продукт — качественно сделанный дизайнерский маникюр. Покрытие ногтей лучшими европейскими лаками. Мастера работают на современных машинках. | Нет уникального дизайна, который мог бы стать фишкой студии. Лак используется достойного качества. Машинки устарели. | 2 | Заменить машинки на более новые, проработать фирменный дизайн ногтей вместе с бьюти-дизайнером. Узнать, сколько будет стоить лак более высокого качества. | 2 |
Price | Цена за маникюр с покрытием — 2 500 р., без покрытия около 800 р. | Цена за покрытие — 1 900 р., без него — 600 р. | 3 | Повысить качество предоставляемых услуг. Попробовать постепенно поднять цены. | 4 |
Place | 3 действующих студии: 2 в центре и 1 в спальном районе. | Открыта 1 студия в спальном районе и 1 в центре. | 3 | Узнать аренду аналогичных помещений. Рассчитать, сколько будет стоить открытие новой студии в центре. За сколько месяцев удастся ее открыть и окупить. | 5 |
Promotion | Активный стильный Инстаграм-аккаунт с ежедневными постами и регулярные Shorts на YouTube с процессом обработки и окрашивания ногтей. Соцсети ведет квалифицированный SMM-специалист. | Соцсети ведет не квалифицированный специалист. Short выкладываются нерегулярно, визуал Инстаграма не стильный. Постинг примерно раз в 4 дня. | 2 | Заменить сммщика. Купить хорошую камеру или IPhone для съемки моделей и последующего постинга фотографий маникюра в соцсети. | 3 |
People | 12 мастеров работают 2/2 по 8 часов. Они всегда бодры и готовы разговаривать с клиентами. Никто из них не опаздывают на работу, у всех есть костюмы (форма). | 8 мастеров, работают 2/2 по 10 часов. Часто выглядят уставшими под конец дня. Некоторые опаздывают. Одна из мастериц иногда пропускает сеансы работы. Костюмы есть у всех. | 2 | Найти 5 новых мастеров: 4 на открытые позиции и 1 на замену прогульщицы. За счет бОльшего количества сотрудников сократить число рабочих часов и увеличить стоимость услуг, чтобы сохранить зарплату мастеров. |
1 |
На примере двух разных сфер мы видим, что с помощью комплексного анализа можно сразу понять, где «проседают» бизнес-процессы, которые влияют на выручку и работу компании, и расписать те действия, которые руководитель может предпринять для исправления ситуации.
Модель 4Р хороша тем, что подходит для любого бизнеса и имеет много вариаций, любую из которых вы можете применить для реализации и развития своей идеи.
Маркетинг-микс помогает увидеть слабые и сильные стороны своего продукта и построить план дальнейших действий для увеличения выручки бизнеса.
Поделитесь статьей с друзьями и коллегами
Свыше 10 000+ маркетологов и предпринимателей получают Digital-кейсы и советы. Подключайтесь и вы.
Мы найдем точки роста и поможем вывести ваш сайт в ТОП!
Мы работаем с 2011 года и имеем экспертизу в разных отраслях. Оставьте заявку уже сегодня.